Расчет износа автомобиля по ОСАГО | СК Oneclick
Расчет износа по ОСАГО
Не все водители задумываются о том, что у страхования автомобиля по ОСАГО существует один очень существенный минус, который заключается в том, что нужно принимать во внимание износ автомобиля, когда речь идет о страховой выплате. Давайте разберемся, как рассчитать износ для ОСАГО и как данный показатель повлияет на размер возмещения.
Коэффициент износа и ОСАГО: в чем взаимосвязь?
Любое транспортное средство с течением времени подвергается износу когда находится в эксплуатации, особенно учитывая качество наших дорог, но амортизация будет происходить даже если автомобиль просто хранится в бездействии. Это влияет на функциональность транспортного средства, его остаточную стоимость и в обязательном порядке присутствует в расчетах страховой компании.
Данный показатель принимают во внимание, когда определяют размер страхового возмещения. Это означает, что пострадавший получает от СК меньшую сумму, чем ему предстоит потратит на ремонт транспортного средства. Почему так происходит?
Необходимость применять коэффициент износа регламентирована статьей 29 Закона об ОСАГО. А случаи, когда он имеет место, и принцип расчета определяет Методика товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств (утверждена Минюстом 24.11.2003 г. № 142/5/2092, последние изменения внесены 08.11.2019 г.). В соответствии с ней, у коэффициента износа авто бывают разные показатели, которые иногда могут сравнять его с нулем. В частности, так будет, когда речь идет о легковых автомобилях:
- произведенных в странах СНГ, которые эксплуатируют не более пяти лет;
- остальных авто, которые эксплуатируют не дольше семи лет.
Чтобы коэффициент составлял ноль для грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и автобусов:
- производства стран СНГ — срок эксплуатации не должен превышает три года;
- для других таких же ТС — не больше четырех лет.
Однако даже при соблюдении указанных условий коэффициент все равно могут применить, если:
- авто используют интенсивно, то есть пробег вдвое превышает показатель, взятый за норму;
- имел место восстановительный ремонт отдельных частей либо же есть повреждения — деформация или коррозия;
- авто использовали как такси.
К чему именно СК может применять коэффициент износа?
Важно помнить и обращать внимание на то, что страховая компания имеет право применять его только к расчету стоимости поврежденных деталей, которые будут заменены. Если СК применила коэффициент ко всей стоимость восстановительного ремонта, стоит выяснить причину, так как на ремонтные работы коэффициент износа не применяется. При нарушениях принципа подсчета действия СК можно обжаловать.
В указанной выше Методике есть таблицы и формулы, которые позволяют самостоятельно посчитать, как износ повлияет на выплату.
Ситуации, когда износ не нового автомобиля составляет 70%, и к выплате после вычета износа вместо условно 100 тысяч гривен на ремонт деталей предоставляется 30 тысяч гривен и вызывают много нареканий со стороны водителей.
Новый закон об ОСАГО: каких изменений ждать?
Сейчас в Украине работают над новым законом об автогражданке. В нем МТСБУ планирует отойти от концепции износа, заменив ее концепцией «приведения поврежденного автомобиля в состояние, в котором он находился до ДТП.
И это должно дать ряд преимуществ, в частности:
- Не будет нужды рассчитывать износ, поскольку для ремонта авто подойдут неоригинальные (лицензионные) запчасти либо же б/у, если данные детали не повлияют на безопасность при дальнейшей эксплуатации транспортного средства.
- Выплата возмещения на СТО для ремонта предотвратят возможные недовольства и конфликты по расчету размера материального ущерба. Пострадавшему не нужно будет задаваться вопросом, хватит ли денег на ремонт, если он получает из СТО уже отремонтированный автомобиль.
В отдельных случаях с согласия между страховщиком и пострадавшим будет допустима выплата компенсации в денежной форме. К примеру, если пострадавший не планирует ремонтировать поврежденное ТС и продаст его по меньшей стоимости, учитывающей повреждения, полученные при ДТП.
Добавим, что указанные выше изменения хотят внедрить в том числе потому, что Украине предстоит имплементировать Директиву ЕС о техосмотре. А она предусматривает обязательный:
- общий техосмотр;
- техосмотр авто, который отремонтировали после ДТП.
Соответственно, узлы и агрегаты отремонтированного после аварии автомобиля будут проверяться по безопасности эксплуатации и соответствующего технического состояния.
Уточним, что по данным экспертов страхового рынка, в европейских странах до 96% выплат СК перечисляют именно на СТО, чтобы оплатить расходы на восстановительный ремонт. В Украине же пока большой процент страховщики выплачивают на банковский счет застрахованного.
По данным МТСБУ, средний возраст автопарка в Украине, по разным оценкам, составляет от 19 до 24 лет. Сейчас, согласно действующему законодательству, значительная часть пострадавших в ДТП получает выплаты по ОСАГО с вычетом износа на запчасти в 50-70%. Это несправедливо и не соответствует европейским практикам. «Решение такой проблемы на законодательном уровне значительно повысит уровень защиты интересов пострадавших в ДТП и доверие к страхованию», — комментирует генеральный директор МТСБУ.
Можно ли уменьшить коэффициент износа?
Когда именно будет готов новый закон об ОСАГО и насколько быстро его примут, пока не известно. А вот аварии на дорогах случаются регулярно. И водители продолжают выяснять отношения со страховыми компаниями по поводу учета износа по ОСАГО, узнав размер насчитанной выплаты.
Чтобы избежать данной ситуации, советуем тщательно выбирать своего партнера по страхованию и доверять только проверенным компаниям, с хорошей репутацией в том числе по начисленным выплатам.
А еще вы можете добавить к своему ОСАГО опцию, позволяющую исключить износ из просчета страхового возмещения в любом случае. Если хотите такую услугу, обратитесь к нашему консультанту через сайт СК One Clack, и он расскажет о существующих вариантах.